Реклама медицинских услуг: правила меняются к лучшему

вкл. . Просмотров: 7043

В начале 2014 года все рекламораспространители и рекламодатели были обеспокоены ужесточением требованием к рекламе медицинских услуг и медицинских изделий. Законодателем была запрещена какая бы то ни была реклама медицинских услуг, за исключением распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и иной рекламы, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники. Как было отмечено в нашей предыдущей статье на эту тему «О запрете рекламы медицинских услуг», данные законодательные новшества были далеки от совершенства, и спустя некоторое время законодатели решили провести своеобразную «работу над ошибками».

 

Так, федеральным законом от 28.06.2014 № 190-ФЗ внесены изменения в часть 8 статьи 24 ФЗ «О рекламе». С 30 июня 2014 г. реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Напомним, что предыдущая редакция закона о рекламе запрещала рекламу не только «методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации», но в принципе «медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики». В «борьбе» с недобросовестными рекламодателями законодатели настолько увлеклись, что ввели запрет на рекламу любых медицинских услуг.

Этот запрет не мог не сказаться как на рекламораспространителях, которые часто заходили в тупик при попытке определить допустимость выхода в свет рекламного макета той или иной организации, оказывающей медицинские услуги, так и на удобстве граждан, которые, не будучи проинформированы посредством рекламного объявления о спектре оказываемых лечебно-профилактическим учреждением услуг, часто были вынуждены тратить лишнее время на подобного рода уточнения при непосредственном обращении в медицинскую организацию.

Возможно, осознав абсурдность подобного рода ограничения, законодатель посчитал необходимым его отменить, при этом сохранив ограничения рекламы для широкого круга лиц лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка.

В связи с этим напоминаем, что согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:

профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;

диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий;

лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;

медицинская реабилитация - комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество.

Таким образом, реклама медицинских услуг допускается с соблюдением положений ст. 24 ФЗ «О рекламе», а также общих требований, предъявляемых к рекламе законодательством.

В связи с этим Федеральная антимонопольная служба в письме № АК/26183/14 от 30.06.2014 обратила внимание, что в соответствии с правовыми нормами о действии во времени Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение до вступления такого закона в силу, имеет обратную силу.

Важно отметить, что согласно ч.2 ст. 1.7 КоАП РФ дело об административном правонарушении, которое было совершено в период действия запрета на рекламу медицинских услуг, но затем перестало считаться административным правонарушением в связи с указанными последними изменениями законодательства, подлежит прекращению, если постановление о назначении административного наказания ещё не исполнено (то есть дело об административном правонарушении возбуждено, решение по нему не принято и дело находится в процессе рассмотрения).

Упомянутые изменения законодательства, безусловно, должны порадовать как рекламодателей, так и рекламораспространителей.

В заключение хотелось бы пожелать законодателям вносить в законы только хорошо продуманные изменения, которые не создавали бы необоснованных неудобств значительной части общества и которые не пришлось бы отменять практически сразу после принятия.

Юрист Агентства правовых
технологий «Магистр» А. Ночевка