Требуется ли блок СКЗИ на тахографе с 01 ноября 2019 года? - Требования до 01.11.2019г.

вкл. . Просмотров: 24486

Содержание материала

Сначала обратимся к действующей до 01.11.2019 г. редакции части 1 статьи 11.23.КоАП РФ:

«1. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф) в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации)  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей»

Действующая до 01.11.2019 редакция статьи устанавливает ответственность, среди прочего, за управление транспортным средством с тахографом, не советующим установленным требованиям.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", Постановлением Правительства РФ от 23.11.2012 № 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы" требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Минтрансом РФ по согласованию с ФСБ и МВД, а порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Минтрансом.

Требования к тахографам содержатся в Приказе Минтранса России от 13.02.2013 № 36 (в настоящее время в ред. от 30.01.2018) "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" (далее по тексту – «Приказ № 36»).

Согласно пунктам 2, 3 Приказа № 36 тахограф состоит из бортового устройства и  внешних компонентов. Бортовое устройство имеет защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержит внутри него программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (далее - «блок СКЗИ»).

Пунктом 75 Приказа № 36 определены требования к защите информации в тахографе и указано, что тахограф обеспечивает регистрацию в некорректируемом виде данных о скорости и маршруте движения транспортного средства, времени периодов труда и отдыха водителя транспортного средства созданием квалифицированной электронной подписи, присоединяемой к защищаемым данным, и разграничение доступа к защищаемой информации с использованием шифровальных (криптографических) средств.

Таким образом, обращаясь к Приказу № 36, мы понимаем, что под термином «тахограф» понимается именно тахограф, содержащий блок СКЗИ, если не указано иное.

Приказом Минтранса России от 21.08.2013 № 273 (в ред. от 30.01.2018) "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами"  установлены сроки обязательной замены аналоговых тахографов на тахографы, соответствующие Приказу № 36,  в зависимости от категории транспортного средства.

На вопрос, подлежат ли вышеперечисленные приказы Минтранса обязательному применению, Верховный Суд РФ ответил еще в июне 2016 г. Так, решением Верховного Суда РФ от 23.06.2016 г. № АКПИ16-370, оставленном в силе апелляционным определением  Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 15.09.2016 № АПЛ16-383, было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа Минтранса России от 02.12.2015 № 348 "О внесении изменений в Порядок оснащения транспортных средств тахографами, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 г. № 273".  При этом Верховный Суд сделал вывод о том, что требования к тахографам не рекомендательны, а обязательны.

Практика привлечения к ответственности по статье 11.23 КоАП РФ за отсутствие блока СКЗИ в тахографе имеется как в Ростовской области (решение Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону № 12-224/2017 от 7 июля 2017 г. по делу № 12-224/2017, решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону № 12-63/2017 от 7 декабря 2016 г. по делу № 12-63/2017, решение Матвеево-Курганского районного суда № 12-58/2018 от 10 сентября 2018 г. по делу № 12-58/2018), так в других регионах России (например, решение Верховного суда Республики Марий Эл от 07.05.2018 по делу № 7р-148/2018).

Из анализа действующего законодательства следует, что до 01.11.2019, если транспортное средство подпадает под категории, указанные в Приказе № 36, то оно должно быть оснащено тахографом с блоком СКЗИ. Отсутствие тахографа, соответствующего этим требованиям, влечет ответственность для водителя и должностного лица по статье 11.23 КоАП РФ.

You have no rights to post comments

Нам доверяют

Желающим отблагодарить

rosspas 

Уважаемые гости и пользователи нашего сайта!

Если наши ответы на юридические вопросы помогли Вам в жизни, и Вы хотели бы отблагодарить нас за оказанную помощь, то мы просим направить Вашу благодарность тем, кто действительно в ней нуждается. Спасибо.