Требуется ли блок СКЗИ на тахографе с 01 ноября 2019 года?

вкл. . Просмотров: 24474

Содержание материала

С 01.11.2019г. начинает действовать новая редакция статьи 11.23 КоАП РФ, которая затронет практически все организации, имеющие в собственности транспортные средства. Применение этой статьи и ранее вызывало споры как среди самих перевозчиков, так и среди организаций, занимающихся установкой тахографов, и юристов.  Основной дискуссионный вопрос: обязателен ли в тахографе блок СКЗИ и можно ли привлекать к ответственности при его отсутствии?


Сначала обратимся к действующей до 01.11.2019 г. редакции части 1 статьи 11.23.КоАП РФ:

«1. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф) в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации)  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей»

Действующая до 01.11.2019 редакция статьи устанавливает ответственность, среди прочего, за управление транспортным средством с тахографом, не советующим установленным требованиям.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", Постановлением Правительства РФ от 23.11.2012 № 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы" требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Минтрансом РФ по согласованию с ФСБ и МВД, а порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Минтрансом.

Требования к тахографам содержатся в Приказе Минтранса России от 13.02.2013 № 36 (в настоящее время в ред. от 30.01.2018) "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" (далее по тексту – «Приказ № 36»).

Согласно пунктам 2, 3 Приказа № 36 тахограф состоит из бортового устройства и  внешних компонентов. Бортовое устройство имеет защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержит внутри него программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (далее - «блок СКЗИ»).

Пунктом 75 Приказа № 36 определены требования к защите информации в тахографе и указано, что тахограф обеспечивает регистрацию в некорректируемом виде данных о скорости и маршруте движения транспортного средства, времени периодов труда и отдыха водителя транспортного средства созданием квалифицированной электронной подписи, присоединяемой к защищаемым данным, и разграничение доступа к защищаемой информации с использованием шифровальных (криптографических) средств.

Таким образом, обращаясь к Приказу № 36, мы понимаем, что под термином «тахограф» понимается именно тахограф, содержащий блок СКЗИ, если не указано иное.

Приказом Минтранса России от 21.08.2013 № 273 (в ред. от 30.01.2018) "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами"  установлены сроки обязательной замены аналоговых тахографов на тахографы, соответствующие Приказу № 36,  в зависимости от категории транспортного средства.

На вопрос, подлежат ли вышеперечисленные приказы Минтранса обязательному применению, Верховный Суд РФ ответил еще в июне 2016 г. Так, решением Верховного Суда РФ от 23.06.2016 г. № АКПИ16-370, оставленном в силе апелляционным определением  Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 15.09.2016 № АПЛ16-383, было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа Минтранса России от 02.12.2015 № 348 "О внесении изменений в Порядок оснащения транспортных средств тахографами, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 г. № 273".  При этом Верховный Суд сделал вывод о том, что требования к тахографам не рекомендательны, а обязательны.

Практика привлечения к ответственности по статье 11.23 КоАП РФ за отсутствие блока СКЗИ в тахографе имеется как в Ростовской области (решение Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону № 12-224/2017 от 7 июля 2017 г. по делу № 12-224/2017, решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону № 12-63/2017 от 7 декабря 2016 г. по делу № 12-63/2017, решение Матвеево-Курганского районного суда № 12-58/2018 от 10 сентября 2018 г. по делу № 12-58/2018), так в других регионах России (например, решение Верховного суда Республики Марий Эл от 07.05.2018 по делу № 7р-148/2018).

Из анализа действующего законодательства следует, что до 01.11.2019, если транспортное средство подпадает под категории, указанные в Приказе № 36, то оно должно быть оснащено тахографом с блоком СКЗИ. Отсутствие тахографа, соответствующего этим требованиям, влечет ответственность для водителя и должностного лица по статье 11.23 КоАП РФ.


Теперь разберемся, что же изменится в плане ответственности с 1 ноября 2019 г. Бытует мнение, что новая редакция статьи 11.23 КоАП РФ упраздняет СКЗИ вовсе. Так ли это?

Статья 11.23.КоАП РФ с 01.11.19 г. будет действовать в следующей формулировке:

 «1. Управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

2 Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

3. Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Примечание. За административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, юридические лица и должностные лица несут ответственность в случае, если это правонарушение совершено в результате фактического установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации.»

Как мы можем видеть, законодатель добавил ответственность для организаций за выпуск на линию транспортного средства с нарушениями, а также ввел новую часть третью. Но наибольший интерес вызывает именно формулировка объективной стороны правонарушения предусмотренного частями 1 и 2 статьи 11.23 КоАП РФ, включающая:

-   управление/ выпуск на линию без тахографа;

-  нарушение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа.

По нашему мнению, трактовка об устранении ответственности за отсутствие СКЗИ достаточно спорная. Это пока лишь предположение, и, пока не сложится судебная практика, относиться к нему следует с осторожностью.

Несмотря на то, что статья 11.23 КоАП РФ изменится, сам Приказ № 36 действует и после 01.11.2019 г. и его требования к наличию блока СКЗИ не утратили силы.

До появления официальных разъяснений и судебной практики государственные органы вероятней всего будут толковать статью 11.23 КоАП РФ во взаимосвязи с Приказом № 36. В частности, понятие «без тахографа», вполне может быть приравнено к наличию на транспортном средстве «не того» тахографа, что представляется вполне логичным. Как уже говорилось выше, Приказ № 36 во всех своих положениях под «тахграфом» понимает именно тахограф с блоком СКЗИ, а иное устройство, скорее всего, просто не будет считаться тахографом.

Что касается требований к использованию тахографа, они также содержатся в Приказе № 36, и невозможно игнорировать то, что Правила использования тахографов, установленных на транспортных средствах, - это правила использования тахографа именно с блоком СКЗИ. Ведь нельзя исключить, что использование аналогового тахографа (которые уже должны были быть заменены) - это явное нарушение данных Правил.

Исходя из буквального толкования статьи 11.23 КоАП РФ следует, что  ответственность за отсутствие СКЗИ останется, более того, размер штрафа увеличивается и будет установлена ответственность еще и для самой организации.


Как уже говорилось выше, статья 11.23 КоАП РФ дополняется новой частью.

Часть 3 устанавливает ответственность в виде штрафа для водителей, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха.

Говоря о нормах времени управления транспортным средством и отдыха,  законодатель охватывает не только При этом речь идет не только о юридических, но и о физических лицах, занимающихся перевозками, которые по новым правилам также должны будут устанавливать тахографы.

Пока же нормы времени управления и отдыха ничем не закреплены. Представляется наиболее правильным внести их прямо в Правила дорожного движения, чего на настоящий момент не сделано.

Что же касается режима труда и отдыха водителей, следует обращать внимание на примечание к статье 11.23: юридические лица и должностные лица несут ответственность в случае, если это правонарушение совершено в результате фактического установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации.

Режим труда и отдыха водителей закреплен в Трудовом кодексе РФ и Приказе Минтранса России от 20.08.2004 № 15 (ред. от 03.05.2018) "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей". Это значит, что организациям и предпринимателям необходимо оперативно приводить в порядок свои локальные акты, если это еще не сделано, иначе при проверке может быть назначен штраф.


С 1 ноября 2019 года начинают действовать новые правила проведения технического осмотра транспортных средств.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 1276, если транспортное средство по закону должно быть оснащено тахографом, при  техосмотре будут проверять его наличие, целостность пломб и работоспособность устройства.

Соответствующие изменения внесены в Постановление Правительства РФ от 05.12.2011 № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств». В частности, новая редакция пункта 83 Приложения 1 включает требование о том, что транспортное средство должно быть оснащено тахографом или контрольным устройством (тахографом) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств, предусмотренным Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) (далее - контрольное устройство (тахограф).

По новым правилам будет устанавливаться не только наличие требуемого законом тахографа,  по наличию пломб с префиксом "РФ", контрольное устройство (тахограф) - по наличию пломб с префиксом "RUS", но и его работоспособность. Если же в соответствии с законодательством предусмотрено наличие тахографа с блоком СКЗИ, а не контрольного устройства (тахографа ЕСТР), то будет проверяться вывод на печать информации о регистрационных данных транспортного средства (идентификационный номер, государственный регистрационный номер), номера программно-аппаратного шифровального (криптографического) средства, текущей даты и времени.


Подводя итоги,  можно сказать, что нововведения существенно меняют ситуацию касательно тахографов, причем не в пользу организаций, имеющих собственный транспорт для перевозок: ответственность увеличена, расширен субъектный состав. Но пока нельзя делать однозначных прогнозов о том, как сложится правоприменительная практика. Ясность внесут в лучшем случае разъяснения Минтранса, но если министерство не исправит проблему трактовки новой расплывчатой формулировки закона, то ответы нам дадут лишь суды.

You have no rights to post comments

Нам доверяют

Желающим отблагодарить

rosspas 

Уважаемые гости и пользователи нашего сайта!

Если наши ответы на юридические вопросы помогли Вам в жизни, и Вы хотели бы отблагодарить нас за оказанную помощь, то мы просим направить Вашу благодарность тем, кто действительно в ней нуждается. Спасибо.