Требуется ли блок СКЗИ на тахографе с 01 ноября 2019 года?

вкл. . Просмотров: 24503

С 01.11.2019г. начинает действовать новая редакция статьи 11.23 КоАП РФ, которая затронет практически все организации, имеющие в собственности транспортные средства. Применение этой статьи и ранее вызывало споры как среди самих перевозчиков, так и среди организаций, занимающихся установкой тахографов, и юристов.  Основной дискуссионный вопрос: обязателен ли в тахографе блок СКЗИ и можно ли привлекать к ответственности при его отсутствии?


Сначала обратимся к действующей до 01.11.2019 г. редакции части 1 статьи 11.23.КоАП РФ:

«1. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф) в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации)  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей»

Действующая до 01.11.2019 редакция статьи устанавливает ответственность, среди прочего, за управление транспортным средством с тахографом, не советующим установленным требованиям.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", Постановлением Правительства РФ от 23.11.2012 № 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы" требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Минтрансом РФ по согласованию с ФСБ и МВД, а порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Минтрансом.

Требования к тахографам содержатся в Приказе Минтранса России от 13.02.2013 № 36 (в настоящее время в ред. от 30.01.2018) "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" (далее по тексту – «Приказ № 36»).

Согласно пунктам 2, 3 Приказа № 36 тахограф состоит из бортового устройства и  внешних компонентов. Бортовое устройство имеет защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержит внутри него программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (далее - «блок СКЗИ»).

Пунктом 75 Приказа № 36 определены требования к защите информации в тахографе и указано, что тахограф обеспечивает регистрацию в некорректируемом виде данных о скорости и маршруте движения транспортного средства, времени периодов труда и отдыха водителя транспортного средства созданием квалифицированной электронной подписи, присоединяемой к защищаемым данным, и разграничение доступа к защищаемой информации с использованием шифровальных (криптографических) средств.

Таким образом, обращаясь к Приказу № 36, мы понимаем, что под термином «тахограф» понимается именно тахограф, содержащий блок СКЗИ, если не указано иное.

Приказом Минтранса России от 21.08.2013 № 273 (в ред. от 30.01.2018) "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами"  установлены сроки обязательной замены аналоговых тахографов на тахографы, соответствующие Приказу № 36,  в зависимости от категории транспортного средства.

На вопрос, подлежат ли вышеперечисленные приказы Минтранса обязательному применению, Верховный Суд РФ ответил еще в июне 2016 г. Так, решением Верховного Суда РФ от 23.06.2016 г. № АКПИ16-370, оставленном в силе апелляционным определением  Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 15.09.2016 № АПЛ16-383, было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа Минтранса России от 02.12.2015 № 348 "О внесении изменений в Порядок оснащения транспортных средств тахографами, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 г. № 273".  При этом Верховный Суд сделал вывод о том, что требования к тахографам не рекомендательны, а обязательны.

Практика привлечения к ответственности по статье 11.23 КоАП РФ за отсутствие блока СКЗИ в тахографе имеется как в Ростовской области (решение Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону № 12-224/2017 от 7 июля 2017 г. по делу № 12-224/2017, решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону № 12-63/2017 от 7 декабря 2016 г. по делу № 12-63/2017, решение Матвеево-Курганского районного суда № 12-58/2018 от 10 сентября 2018 г. по делу № 12-58/2018), так в других регионах России (например, решение Верховного суда Республики Марий Эл от 07.05.2018 по делу № 7р-148/2018).

Из анализа действующего законодательства следует, что до 01.11.2019, если транспортное средство подпадает под категории, указанные в Приказе № 36, то оно должно быть оснащено тахографом с блоком СКЗИ. Отсутствие тахографа, соответствующего этим требованиям, влечет ответственность для водителя и должностного лица по статье 11.23 КоАП РФ.


Теперь разберемся, что же изменится в плане ответственности с 1 ноября 2019 г. Бытует мнение, что новая редакция статьи 11.23 КоАП РФ упраздняет СКЗИ вовсе. Так ли это?

Статья 11.23.КоАП РФ с 01.11.19 г. будет действовать в следующей формулировке:

 «1. Управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

2 Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

3. Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Примечание. За административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, юридические лица и должностные лица несут ответственность в случае, если это правонарушение совершено в результате фактического установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации.»

Как мы можем видеть, законодатель добавил ответственность для организаций за выпуск на линию транспортного средства с нарушениями, а также ввел новую часть третью. Но наибольший интерес вызывает именно формулировка объективной стороны правонарушения предусмотренного частями 1 и 2 статьи 11.23 КоАП РФ, включающая:

-   управление/ выпуск на линию без тахографа;

-  нарушение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа.

По нашему мнению, трактовка об устранении ответственности за отсутствие СКЗИ достаточно спорная. Это пока лишь предположение, и, пока не сложится судебная практика, относиться к нему следует с осторожностью.

Несмотря на то, что статья 11.23 КоАП РФ изменится, сам Приказ № 36 действует и после 01.11.2019 г. и его требования к наличию блока СКЗИ не утратили силы.

До появления официальных разъяснений и судебной практики государственные органы вероятней всего будут толковать статью 11.23 КоАП РФ во взаимосвязи с Приказом № 36. В частности, понятие «без тахографа», вполне может быть приравнено к наличию на транспортном средстве «не того» тахографа, что представляется вполне логичным. Как уже говорилось выше, Приказ № 36 во всех своих положениях под «тахграфом» понимает именно тахограф с блоком СКЗИ, а иное устройство, скорее всего, просто не будет считаться тахографом.

Что касается требований к использованию тахографа, они также содержатся в Приказе № 36, и невозможно игнорировать то, что Правила использования тахографов, установленных на транспортных средствах, - это правила использования тахографа именно с блоком СКЗИ. Ведь нельзя исключить, что использование аналогового тахографа (которые уже должны были быть заменены) - это явное нарушение данных Правил.

Исходя из буквального толкования статьи 11.23 КоАП РФ следует, что  ответственность за отсутствие СКЗИ останется, более того, размер штрафа увеличивается и будет установлена ответственность еще и для самой организации.


Как уже говорилось выше, статья 11.23 КоАП РФ дополняется новой частью.

Часть 3 устанавливает ответственность в виде штрафа для водителей, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха.

Говоря о нормах времени управления транспортным средством и отдыха,  законодатель охватывает не только При этом речь идет не только о юридических, но и о физических лицах, занимающихся перевозками, которые по новым правилам также должны будут устанавливать тахографы.

Пока же нормы времени управления и отдыха ничем не закреплены. Представляется наиболее правильным внести их прямо в Правила дорожного движения, чего на настоящий момент не сделано.

Что же касается режима труда и отдыха водителей, следует обращать внимание на примечание к статье 11.23: юридические лица и должностные лица несут ответственность в случае, если это правонарушение совершено в результате фактического установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации.

Режим труда и отдыха водителей закреплен в Трудовом кодексе РФ и Приказе Минтранса России от 20.08.2004 № 15 (ред. от 03.05.2018) "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей". Это значит, что организациям и предпринимателям необходимо оперативно приводить в порядок свои локальные акты, если это еще не сделано, иначе при проверке может быть назначен штраф.


С 1 ноября 2019 года начинают действовать новые правила проведения технического осмотра транспортных средств.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 1276, если транспортное средство по закону должно быть оснащено тахографом, при  техосмотре будут проверять его наличие, целостность пломб и работоспособность устройства.

Соответствующие изменения внесены в Постановление Правительства РФ от 05.12.2011 № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств». В частности, новая редакция пункта 83 Приложения 1 включает требование о том, что транспортное средство должно быть оснащено тахографом или контрольным устройством (тахографом) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств, предусмотренным Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) (далее - контрольное устройство (тахограф).

По новым правилам будет устанавливаться не только наличие требуемого законом тахографа,  по наличию пломб с префиксом "РФ", контрольное устройство (тахограф) - по наличию пломб с префиксом "RUS", но и его работоспособность. Если же в соответствии с законодательством предусмотрено наличие тахографа с блоком СКЗИ, а не контрольного устройства (тахографа ЕСТР), то будет проверяться вывод на печать информации о регистрационных данных транспортного средства (идентификационный номер, государственный регистрационный номер), номера программно-аппаратного шифровального (криптографического) средства, текущей даты и времени.


Подводя итоги,  можно сказать, что нововведения существенно меняют ситуацию касательно тахографов, причем не в пользу организаций, имеющих собственный транспорт для перевозок: ответственность увеличена, расширен субъектный состав. Но пока нельзя делать однозначных прогнозов о том, как сложится правоприменительная практика. Ясность внесут в лучшем случае разъяснения Минтранса, но если министерство не исправит проблему трактовки новой расплывчатой формулировки закона, то ответы нам дадут лишь суды.