Соотношение прав на фирменные наименования, коммерческие обозначения и товарные знаки

вкл. . Просмотров: 5939

Достаточно часто к нам обращаются организации и предприниматели, желающие приобрести исключительные права на обозначение (бренд), которое они уже используют или собираются использовать, чтобы предотвратить использование этого обозначение конкурентами.

 

Здесь возникает вопрос о столкновении прав на различные средства индивидуализации организаций и предпринимателей, их предприятий, а также товаров, работ и услуг.

 

 

В российском праве понятий «бренд» и «защита бренда» нет. Есть понятие «средство индивидуализации», то есть обозначение, которое предназначено отличать друг от друга либо одного производителей или продавцов, либо их предприятия, либо их товары.

 

Российским законодательством для разных объектов предусмотрены разные средства индивидуализации. Например, саму организацию как юридическое лицо отличает от других фирменное наименование(если организация коммерческая). Конкретные товары (работы, услуги) этой организации от аналогичных товаров (работ, услуг) других организаций и предпринимателей отличает товарный знак (знак обслуживания), если он зарегистрирован. Наконец, недавно в российском праве появилось ещё одно средство индивидуализации — коммерческое обозначение. Оно отличает не товар, не его производителя или продавца, а принадлежащее ему предприятие (комплекс имущества, используемого для предпринимательской деятельности, или бизнес) от других подобных (например, магазин или другая торговая точка, завод, издательство и т.д. - совокупность имущества, принадлежащего организации или предпринимателю).

 

Например. ОАО «Ростсельмаш» - это фирменное наименование организации. У организации может быть неограниченное количество предприятий. Так, завод, состоящий из цехов, складов, административных зданий и т.д., участвующих в производственном цикле — это одно предприятие этой организации. Другой завод того же ОАО (другое производство, находящееся в другом месте), если бы он был, был бы другим предприятием. Магазин, где то же самое ОАО торгует своей (или не своей) продукцией — это ещё одно предприятие. Если таких магазинов несколько, то каждый из них — отдельное предприятие, и так далее. То есть предприятие — это имущественно обособленная структурная единица бизнеса (например, в Законе «О несостоятельности (банкротстве)» его продажа так и называется — «продажа бизнеса»). И для индивидуализации каждого из этих предприятий может использоваться коммерческое обозначение — допускается и для каждого своё, и одно для всех или некоторых. А товарный знак — это обозначение, которым помечаются товары, производимые и (или) продаваемые данной организацией на своих предприятиях.

 

Может создаться ситуация, когда одним и тем же брендом (в виде, например, логотипа) помечаются и магазин, и товары, которые в нём продаются; и завод, и изделия, которые на нём изготавливаются. Но эта ситуация юридически проще, поскольку правообладатель один и тот же. А может случиться и так, что одним и тем же (или очень похожим) обозначением свой товар помечает одно лицо, а свой магазин (завод и пр.) — другое лицо.

 

Например, предприниматель задаёт нам вопрос: «Я собираюсь открыть магазин, торгующий товарами такого-то производителя. Могу ли я использовать в названии магазина название этого производителя?» В данном случае вероятно столкновение предполагаемых прав на фирменное наименование производителя, с одной стороны, и на коммерческое обозначение магазина, с другой стороны. Более того, возможно, производитель усилил свою защиту ещё и регистрацией одноимённого товарного знака — словесного или комбинированного, включающего соответствующее слово — тогда в столкновение на стороне фирменного наименования входит и товарный знак. Вот, например, и вопрос об этом: «Я хочу зарегистрировать товарный знак в виде слова, но в нашей области уже есть три фирмы с таким названием. Можно ли зарегистрировать такой бренд?» Здесь попытка зарегистрировать товарный знак может натолкнуться на исключительные права на фирменное наименование.

 

Здесь надо заметить, что в российском законодательстве о средствах индивидуализации была и остаётся сейчас довольно серьёзная путаница.

 

Так, коммерческое обозначение индивидуализирует предприятие, а не его владельца, но в некоторых случаях, фактически, и владельца тоже — ведь если владелец нескольких предприятий с одним коммерческим обозначением передаёт права на это обозначение в составе одного предприятия, то он уже не вправе использовать его и для других предприятий, которые у него остались.

 

Обратный пример. Фирменное наименование индивидуализирует коммерческую организацию (а не её предприятия — магазины, заводы и т. д.), но ещё недавно, до принятия части 4 ГК РФ, из статей 132, 559 и (косвенно) 656 ГК РФ было видно, что фирменное наименование входило в состав предприятия (то есть имущественного комплекса!) Более того, при продаже предприятия и сдаче его в аренду оставить себе фирменное наименование его обладатель был не вправе, а должен был передать его вместе с предприятием, то есть фирменное наименование являлось неотъемлемой частью предприятия (а не организации!) Но тогда получалось, что, продавая, допустим, один из своих магазинов, организация должна была одновременно изменить и своё название, поскольку старое переходило к новому владельцу предприятия. Теперь, с принятием части 4 ГК РФ, во всём, что касается предприятия как имущественного комплекса, понятие «фирменное наименование» заменили на «коммерческое обозначение» - теперь именно оно входит в состав предприятия, продаётся и сдаётся в аренду вместе с ним, а фирменное наименование теперь вообще неотчуждаемо. Однако и тут не обошлось без казуса — в законе указано на возможность включать фирменное наименование в состав коммерческого обозначения, что опять-таки запутывает дело: ведь как в таком случае можно будет передать коммерческое обозначение, не передавая входящее в его состав фирменное наименование?

 

Но, в любом случае, видимо, содержание части 4 ГК РФ надо понимать так, что у фирменного наименования как остались очень узкие функции — обозначать только коммерческую организацию как владельца бизнеса, а не сам бизнес. Не вполне понятно, какой в этом смысл, ведь личность владельца предприятия как такового потребителю не так важна. В конечном счёте и производитель, и его бизнес важны только как источники интересующих потребителя товаров (работ, услуг). Да, конечно, при смене владельца предприятия (производителя, продавца товара) может измениться и качество продукции: завод или магазин остаётся тот же, но новый владелец может внести в его работу организационные или технологические изменения, которые улучшат или ухудшат качество товаров. Но ведь для обозначения продукции, ассоциирования её с конкретным производителем существует другое средство индивидуализации — товарный знак. Возможно, наличие такого средства индивидуализации, как фирменное наименование коммерческой организации, лишним и не будет, но функции его теперь значительно сузились. А чем уже функции, тем меньше оправданий существованию такого правового института. В лучшем случае он просто не будет работать (попробуйте представить себе правовой спор внутри многотысячной армии юридических близнецов — между какими-нибудь ООО «Татьяна» за это название), а в худшем случае будет использоваться в целях злоупотребления правами — чтобы помешать регистрации аналогичных товарных знаков и использованию аналогичных коммерческих обозначений.

 

Однако пока существуют фирменные наименования как средство индивидуализации, ведутся и правовые споры за исключительное обладание ими. Агентство правовых технологий «Магистр» оказывает юридическим лицам, имеющим приоритет в использовании фирменных наименований, помощь в защите таких наименований от появившихся впоследствии «клонов», а не имеющим такого приоритета — помощь в юридически грамотном выборе наименования с целью снижения риска претензий пользователей похожих наименований.

You have no rights to post comments

Нам доверяют

Желающим отблагодарить

rosspas 

Уважаемые гости и пользователи нашего сайта!

Если наши ответы на юридические вопросы помогли Вам в жизни, и Вы хотели бы отблагодарить нас за оказанную помощь, то мы просим направить Вашу благодарность тем, кто действительно в ней нуждается. Спасибо.